Мехенди. История искусства росписи тела
Мехенди – это искусство росписи тела узорами из хны, история которого насчитывает много столетий. Точное место происхождения мехенди неизвестно, поскольку на протяжении веков искусство росписи хной путешествовало по разным странам и континентам, принимая различные формы в соответствии с традициями и культурой разных народов.
История мехенди
Некоторые считают, что мехенди зародилось в Индии, другие утверждают, что в Индию мехенди попало в 12 веке. Однако наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что искусство росписи хной берет свое начало еще в Древнем Египте. Там хну использовали как косметическое средство для окрашивания ладоней и стоп фараонов во время мумификации. Египтяне считали, что рисунки на теле обеспечат им беспрепятственное вхождение в загробный мир, поэтому использовали татуировки из хны, чтобы угодить богам, которые могут устроить им приятное путешествие. Хну, которая используется для мехенди, получают из листьев хинного дерева, произрастающего в Судане, Египте, Индии, большинстве североафриканских стран, на Ближнем Востоке и в других местностях с горячим и сухим климатом. Стреловидные листья хинного дерева собирают, сушат, а затем измельчают в мелкий порошок. Исскуство мехенди считается довольно сложным делом, поскольку художник должен владеть многими навыками, чтобы быстро и красиво нарисовать замысловатый узор. Раствор хны для нанесения рисунка можно купить на любом рынке в Индии, однако настоящие мастера готовят раствор сами, при этом у каждого есть свои секреты, которые хранятся в строжайшей тайне. Ведь сделать раствор хны, чтобы рисунок держался как можно дольше, был ярким и насыщенным, не просто. Обычно в хну добавляют крепкую чайную заварку, черный кофе, эвкалиптовое масло, лимонный сок… Мехенди – это не тату, поскольку рисунок держится на теле только лишь определенное время, причем совсем недолго (не более четырех недель). Традиционно мехенди может быть выполнено в одном из четырех стилей. Стиль, который применяется для росписи на Ближнем Востоке, в основном включает в себя цветочные мотивы, напоминающие арабскую вышивку и живопись, и, как правило, не имеет какой-то определенной схемы нанесения. Стиль, применяемый мастерами Северной Африки, включает в себя геометрические фигуры с цветочными мотивами и строго соответствует форме рук или ног. Индийские и пакистанские рисунки охватывают не только ладони и стопы, а имеют продолжение и выше, создавая иллюзию перчаток или чулок. Узоры состоят в основном из линий, орнаментов и каплевидных рисунков. В Индонезии и Южной Азии стили смешанные, в них есть что-то от ближневосточных и индийских узоров одновременно. Все эти стили сейчас очень популярны и конечно же без смешивания различных узоров, принципов и фигур мехенди не обходится. Здесь главное, чтобы узор нравился, а к какому стилю или стилям он будет принадлежать, не так уж важно. Эксперимент в мехенди никогда не приведет к плохим результатам. Тем более, что настоящий мастер сможет нарисовать самый изысканный и замысловатый узор. В Индии мехенди используется практически на всех торжествах и праздниках, является частью многих религиозных обрядов. Ни одна свадьба в Индии не обходится без церемонии мехенди, когда накануне торжества вся женская половина собирается на вечеринку и разрисовывает руки и ноги не только невесте, но и всем собравшимся дамам. Считается, что чем насыщенней и замысловатее узор, тем счастливее будет жизнь у молодоженов. Процесс нанесения узоров на тело невесты настолько долгий и сложный, что за то время, пока делают мехенди, невеста успевает получить множество советов, как вести себя в первую брачную ночь. Кроме того, по традиции невеста имеет право не заниматься домашней работой, пока рисунок не смоется.